"В историческом центре Рыбинска удивительные рекламные вывески с ерами и ятями: "Дѣловой костюмъ", "Конторский домъ", "Издѣлiя изъ золота, серебра. Ремонтъ, скупка, обмѣнъ. Изготовлѣнiе по каталогамъ". Они не бутафорские: за ними реальные магазины и конторки, хотя вывески сделаны вручную, с применением исторически точных материалов, красок, шрифтов. Как вернуть на улицы вывески XIX века, придумал местный фолк-музыкант, мультиинструменталист и вокалист Митя Кузнецов."  — ТАСС

 

"Митя Кузнецов известен далеко за пределами Ярославской области как автор проекта по воссозданию старинных вывесок. Благодаря его идее сейчас Рыбинск уверенно наращивает свой туристический потенциал."  — Михаил Евраев, Губернатор Ярославской области 

 

"И это редкий пример, когда власти пошли за креативной концепцией одного человека».  — маркетолог Юлия Зеленюк.

 

"Митя отличный рассказчик, доброжелательный человек, знает, как город стал привлекательным для туристов, выделился из десятка других городов... Рыбинск сейчас напрямую ассоциируется с историческими вывесками и было нереально круто встретиться с людьми, которые имеют непосредственное отношение к изменению облика всего города и запуску нового тренда в дизайн-кодах городов России."  — Медиаразведка, Туту.Ру

 

Музей Живой Старинной Вывески
(Рыбинские вывески)

(Click here for the English version about an Open-air museum of ancient signboards)

 

"Музей Живой Старинной Вывески под открытым небом" – инновационный проект, зародившийся в усадьбе “Этно-Кузня”. Начиная с 2017 года, мы предприняли амбициозные усилия по воссозданию старинных вывесок 19 века в историческом центре Рыбинска. За семь лет существования проекта в городе появилось более 300 вывесок в аутентичном стиле. Каждая из них является не только арт-объектом, но и воплощением культурного духа своей эпохи, органично сочетаясь с фасадами зданий, возведенных в те же годы. Однако реализация проекта потребовала многолетнего изучения старинной орфографии, шрифтов и технологий, применявшихся до революции 1917 года. Этот труд совпал с масштабной исторической реконструкцией старинной Красной Площади Рыбинска и стремлением местной администрации упорядочить сферу рекламы в городе.

Меня часто спрашивают, как удалось осуществить такой крупный городской проект?

СТАРИННЫЕ ВЫВЕСКИ музей под открытым небом Мити Кузнецова. Рыбинск | Ключевые Люди

 

Я мечтал, что Рыбинск будут украшать ремесленники, кузнецы, художники, резчики по дереву… И в 2017 году мне удалось осуществить свою мечту. Отнюдь не последнюю роль в этом сыграл Дмитрий Рудаков, первый заместитель главы Рыбинска на тот момент. Осенью 2016 года я поделился с ним своей идеей о преображении города с помощью воссоздания старинных вывесок. Увидев в этом проекте огромный потенциал, он взял на себя ответственность и предоставил мне творческую свободу для реализации этой, на первый взгляд, дерзкой идеи в городском пространстве.

Но начиналось все не так радужно. На Красной площади мы согласовали запуск пилотного проекта. Изготовление вывесок по моему дизайну было поручено паре рекламных агентств, предоставленных администрацией города. К моему сожалению, рекламщики были ограничены опытом работы лишь с искусственными материалами, и результат в пластике соответствовал моей концепции только наполовину. Мои усилия договориться с администрацией о создании ручной вывески самостоятельно оказались тщетными, несмотря на мои просьбы. По всей видимости, властям города было достаточно проделанного, и они решили ограничиться пластиковыми вывесками на одной конкретной площадиОднако это не соответствовало моим ожиданиям...

К моему счастью, зимой на Красную площадь въехал филиал букмейкерской конторы "Бинго Бум" (Bingo Boom). Решив обойти администрацию и рекламные агентства, я договорился напрямую с владельцем филиала, предложив изменить их корпоративный стиль и написать название на русском, а вывеску изготовить из натуральных материалов. В обмен на это я пообещал взять на себя расходы по созданию вывески, а владелец лишь бы оплатил материал. Мой новый дизайн вывески "Бинго Бум", который весьма радикально отличался от предыдущего, нашел одобрение московского головного офиса фирмы, и мы пришли к соглашению.


Эту первую рукодельную вывеску мы сделали зимой (январь-февраль 2018) в гараже вдвоем с моим соседом и мастером на все руки Николаем Смирновым и.... это был прорыв! Стоило полтора месяца обжигать руки о металл в 20-ти градусный мороз и сломать ногу, чтобы этот прорыв случился.

Вывеска произвела на первого зама главы города эффект разорвавшейся бомбы. Увидев ее, он сказал, что я его убедил в использовании натуральных материалов и ручном изготовлении, и что он готов ходатайствовать, чтобы распространить проект на весть исторический центр города. Только для этого нужно было разработать единые правила, по которым бы все рекламные агенства города могли изготавливать исторические вывески. Чему я и посвятил следующие несколько месяцев. Разрабатывая дизайн-код, я включил в него все свои наработки и знания, включая технологию изготовления, материалы, допустимые цвета, дореволюционные шрифты, правила дореформенной орфографию и варианты размещения на фасадах. Поначалу, юристы администрации попытались взять за базу существующие практики дизайн-кодов других городов и внедрить в них составленные мной правила. Но все это не работало, пока я не предложил перевернуть все эти практики наоборот. Основываясь на этом, Департамент архитектуры города подготовил пакет нормативных актов и внес их в правила благоустройства города. Так родился прецедент, который теперь многие изучают по всей стране.

Осенью 2018 года я познакомился с художником-бутафором Рыбинского театра Ниной Матвеевой, затем к нам присоединился резчик по дереву Александр Сибильков, кузнец Александр Савельев, и началась реализация моей настоящей идеи, которую мы воплотили на Стоялой улице. Это одна из важнейших исторических улиц нашего города. Здесь проходила самая бурная жизнь в дореволюционные времена, были магазины, трактиры, стояли бурлаки и крючники. 

Видя результат с вывесками, Дмитрий Рудаков предложил мне пойти дальше и разработать цветовой стиль целой Стоялой улицы и прилегающих улиц. Глядя на проект архитекторов, я понял его разочарование. Не секрет, что весь город на тот момент красился почти одним желтым цветом и такая же участь ожидала фасады домов на Стоялой. Я дал добро, но с условием, что окончательное решение по цвету и технологии покраски будет за мной. Понятно, что это разозлило некоторых местных архитекторов, но нынешний успех стоил того, чтобы претерпеть их ненависть. 

Я предложил придать фасадам зданий цвет, соответствующий цветовой архетипике России 19 века. Опять начал глубоко "копать", полгода занимался исследованием по сохранившимся цветным фотографиям, старинным книгам, сопоставляя материалы того времени. Изучив ГОСТы периода 1860-1900 годов, я пришел к определенной «цветовой формуле» России и понял, в какие цвета чаще всего красили дома в то время и почему (читайте подробнее в интервью...). 

Рыбинск. Стоялая улица

Полученных  знаний уже было достаточно для работы. Далее нужно было вычислить правильные оттенки для покраски зданий. Их могли дать только подлинные образцы. Я раздобыл у местных краеведов сохранившиеся с прошлого века натуральные пигменты сурика, охры, оксидов хрома, железа и других. Затем стал искать, где их взять сегодня. С природными пигментами оказалось проблематично. Но я нашел аналоги, созданные синтезированным путем на старейшем заводе области. Поехал к ним в лабораторию, набрал пробники и стал экспериментировать. Через несколько недель мне удалось добиться 100% попадания в старинные оттенки. Вывел формулу, пропорции и сочетаемость с разными базовыми современными красками и... шагнул на Стоялую.  

 

Рыбинск. Стоялая улица

Мне приходилось полностью курировать покраску и восстановление лепнины фасадов, приходил к подрядчикам и замешивал краски. Можно сказать, каждое здание "прошло через мои руки". Также убедил маляров красить фасады кисточками, а не валиком, чтобы все выглядело более приближенным к старине. Оказалось, что все эти технологии более качественны и экономически в разы более выгодны.  Многие решения приходилось принимать на месте, времени было в обрез. Но когда ты взял на себя ответственность, по-другому и нельзя.

Следующим шагом было удержать идею живописного ручного изготовления вывесок и сохранить этот стиль на всей улице, сделав ее образцом для дальнейшей реконструкции всего исторического центра. А затем — не спеша приобщить к проекту других художников, которые бы создавали свои артели и преображали город. 

Я называю то время «битвой при Стоялой». Это было, пожалуй, самым сложным этапом, потому что предстояла битва с местными рекламными агентствами, которые начали ломиться на Стоялую и каждый со своим «самым правильным знанием» изготовления старинных вывесок. Каких только провокаций мне ни довелось перенести от них! Идею бы мы проиграли, если бы я не вел переговоры с каждым предпринимателем отдельно, объясняя концепцию и важность их участия. Администрация всячески помогала в пререговорах и старалась сдерживать пыл рекламных агенств. Владельцы торговых точек, для которых мы изготовили первые вывески, проявили себя как меценаты проекта, за что им низкий поклон.

В январе 2019 года Дмитрий Рудаков внезапно покинул пост замглавы и уехал из Рыбинска. Сначала я подумал, что без его поддержки проекту придет конец. Но на этом этапе свою личную заинтересованность проявил глава города Денис Добряков, который заверил меня, что готов поддерживать проект, если я готов развивать его дальше. В дальнейшем у нас были серьезные сложности в отношениях, но умалить его заслугу в сохранении проекта не представляется возможным.

С этого периода мы вступили в новую фазу и, пожалуй, самую интресную и ключевую. Именно она принесла в дальнейшем идее с вывесками настоящий всероссийский успех, а Рыбинску узнаваемость.

Интересным для меня опытом стало общение с крупными сетевыми брендами. Ведь, для того, чтобы бренд вписался в концепцию, его стиль приходилось менять. До этого в рекламной практике такого прецедента не было и, поэтому, дорогу мне приходилось прокладывать самостоятельно, ведя переговоры напрямую с руководителями высшего звена сетевых компаний. Венцом проекта старинных вывесок я считаю тот момент, когда мне удалось договориться с "Магнит косметик". Летом 2020, спустя полтора года переговоров, мы ударили "по рукам" с руководством "Магнита" и в августе вывеска в старинном стиле поселилась на Крестовой улице Рыбинска. Ее мы сделали практически вдвоем с Ниной Матвеевой. Я занимался конструктивом, а Нина рисовала. Этот момент, пришедшийся на август 2020 года я считаю венцом проекта. 

"Красота" - это самое частое слово, которое мы слышали, пока устанавливали вывеску Магнита. Обратили внимание, что на улицах Рыбинска стало много гостей города и появилось ощущение неспешного тихого курорта. Ради вывесок люди стали съезжаться в мой родной город со всей страны!

 4 года мне потребовалось для реализации идеи и “Музей Живой Старинной Вывески” стал жить в историческом центре Рыбинска.

Единство цвета, архитектуры и живописных вывесок родило симфонию, в которой время смешалось, а затем остановилось, проявив сквозь века первозданный образ города и Рыбинск зазвучал по-новому!

После этого пример Рыбинска стал разлетаться по другим городам. Точечно мы изготовили вывески для Тулы, Вятского, Тутаева. Но комплексно мы получили приглашение развить проект на Урале в Ирбите, Свердловской области, где и продолжаем сегодня. Ирбит - старинный купеческий город, который через торговлю связывал Европу и Азию. В нем до революции 1917 года проходила вторая по денежному обороту в России (после Нижегородской) Ирбитская ярмарка. И еще один город проявил интерес к идее - это Вышний Волочек Тверской области. Поэтому теперь Рыбинские вывески это еще и культурный мост, который объединяет русские города через наше общее богатое историческое наследие и русскую идентичность.

Митя Кузнецов, автор проекта "Музей Живой Старинной Вывески" (Рыбинские вывески).

 

 Первый "экспериментальный"дизайн исторических вывесок для Красной площади Рыбинска, созданный в Этно-Кузне в 2017

Первый дизайн исторических вывесок для Красной площади Рыбинска, созданный в Этно-Кузне в 2017

 

ТАСС: Человек красит место. Как один музыкант меняет целый Рыбинск 

 

О Рыбинских Вывесках в Новостях на Первом канале.

 

FORBES: Вывеска, фонарь, аптека: как Рыбинск стал зарабатывать на туризме 1 млрд рублей в год


Дмитрий Крылов в "Непутевых заметках" рассказывает о Старинных вывесках Рыбинска на Первом канале.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Почему рыбинскому музыканту заказывают ребрендинг малых городов по всей стране

76.RU - ЯРОСЛАВЛЬ. «Магнитъ Косметикъ»: ради двух улочек в Рыбинске крупные российские бренды изменили своим принципам
Митя Кузнецов о Рыбинских вывесках для 76.RU - ЯРОСЛАВЛЬ

Русское Географическое Общество. Город Рыбинск: Музей Живой Старинной Вывески под открытым небом

Центральную улицу Рыбинска признали лучшей торговой улицей в России благодаря проекту городского активиста

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА. Старинная вывеска-аттракцион: Как ремесленники превратили Рыбинск в туристическую Мекку

РОССИЯ-1. ВЕСТИ Ярославль: "... Его просили афишу, а он поменял облик города..."

РАДИО SPUTNIK: Музыкант меняет город|Покорители

Портал НКО Ярославской области: В Рыбинске создаётся Музей старинной вывески

МИНСТРОЙ: В ярославском Рыбинске современные вывески меняют на стилизованные дореволюционные

ЮРИЙ ДУДЬ (вДудь): «Самая свежая и оригинальная достопримечательность Рыбинска — это вывески офисов и магазинов, оформленные в дореволюционном стиле. Частная инициатива музыканта Мити Кузнецова превратилась в глобальный проект. Теперь в центре Рыбинска можно снимать исторические фильмы...»(Instagram @yurydud)
Юрий Дудь о Рыбинских вывесках

VARLAMOV.RU: Город, который полюбил свою историю


 

Артемий Лебедев: "В Рыбинске внедрили симпатичный дизайн-код..." (Instagram @temalebedev)

LEADERS TODAY: Поток, побуждающий к жизни

Leaders Today - Митя Кузнецов

Российская газета: Возвращение "ятя"

Старинные вывески с дореформенной орфографией: как изменится центр Ирбита в ближайшем будущем

 

Весь город как музей: В Вышнем Волочке появились первые старинные вывески

"Росбанк" поддержал Музей старинной вывески в Рыбинске

 

"Бристоль" присоединился к Музею стариной вывески



ТУЛЬСКАЯ ПРЕССА: Вывески в духе XIX века: мастер из Рыбинска оформляет тульские магазины

Вывески в духе XIX века: мастер из Рыбинска оформляет тульские магазины

"РЫБИНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ВЫВЕСКИ В РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОй СРЕДЫ СТАРОГО ГОРОДА"(материалы общероссийской научно-практической конференции, стр.130)

 

Письмо поддержки Союза Архитекторов России

Письмо союза архитекторов России - Митя Кузнецов

Читайте подробное интервью с автором проекта Дмитрием Кузнецовым (aka Митя Кузнецов


Митя Кузнецов интервью о реконструкции Рыбинска

Назад в будущее. Рыбинску возвращают исторический облик.

Музей живой старинной вывески - этно-кузня