Волшебные гусли

Октябрь 05, 2005
газета "ЗАВТРА", N 40 (620)

ВОЛШЕБНЫЕ ГУСЛИ

Роскошный альбом "Яко по морю" — итог альянса талантливых русских людей: Егора Стрельникова и Мити Кузнецова.

"Первое место по звучанию в альбоме отведено гуслям. Наравне с ними выступают колесная лира и свирель. Сам альбом состоит из старых русских былин, колядок и духовных стихов, которые в подобном музыкальном переложении звучат впервые. В альбом также включены авторские инструментальные композиции Егора Стрельникова, написанные специально для гуслей".

Митя Кузнецов — это человек-оркестр из Рыбинска (его участие на альбоме, помимо звукорежиссуры, аранжировок и пения, — свирель, жалейка, окарина, колесная лира, мандолина, тамбурин, барабан, уду, ложки, варган), один из знаковых персонажей отечественной фолк-сцены. Участник проектов "Разнотравие" и "Седьмая вода". Также пишет музыку для театра и документального кино. Работает звукорежиссером и продюсером различных фолк-проектов. Недавно на "Этно-Кузне" вышла сольная пластинка Мити Кузнецова "Голубиная книга".

С середины девяностых Кузнецов как композитор и мультиинструменталист сотрудничает с бельгийской фирмой MDC (директор Мишель Дращусофф). Кстати, именно Дращусофф был продюсером знаменитого "опуса в черном" Сергея Калугина — альбома "Nigredo".

Егор Стрельников — музыкант из содружества певцов-гусляров "Калики". Начинал с классической гитары. После армии, в Новгороде, впервые услышал ансамбль гусляров. И "заболел" гуслями. Поступил в культпросветучилище, потом в ленинградский институт культуры. Занимался в консерватории, учился в классе знаменитого мастера Дмитрия Локшина. Стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси.

В настоящее время Егор Стрельников принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки. В начале года Егор с сольными концертами побывал в Сербии, объехал большое количество православных приходов Косово: "Гусли — несмотря на кажущуюся простоту — инструмент-загадка. С огромным и богатым музыкальным потенциалом. Можно сказать, что это самый древний инструмент в истории человечества. Еще в Ветхом Завете сказано, что первые музыкальные инструменты, созданные потомком Каина Ваалом, — свирель и гусли. Гусли были в руках пастуха, будущего царя Давида, которого водили к царю Саулу, чтобы чарующими звуками инструмента изменять злой дух царя.

На протяжении прошедших веков ничего не изменилось, инструмент также влияет на душу человека, его психику. Слушая гусли, человек успокаивается. Уже мастерство исполнителя, чтобы раскрыть тайну инструмента и воплотить его в определенной форме. Собственно, музыка и есть — инструмент плюс душа человека…

Новое — это забытое старое. Старое в наше время преображается, проявляется в новом качестве. За последние пятнадцать лет гусли завоевали свое положение и в фольклорных ансамблях, и в рок-музыке, в эстраде. В моем исполнении гусли проявляются в разных жанрах. Время донесло до нас в основном плясовые наигрыши, попевки частушечные.

Мы с Андреем Байкальцем сотворили, может быть, новый жанр — пение духовных баллад или былин под гусли. Это встретило интерес и понимание в церковных кругах…"

Гусли долго воспринимались как инструмент сказочный, былинный. Сразу вспоминались Садко, Добрыня Никитич, скоморохи. Еще византийский историк сообщает о пленении в 591 году прибалтийских славян, которые имели при себе струнные музыкальные инструменты. В Киевской Руси гусли сопровождали церковные обряды, народные празднества, ратные походы.

Последние годы древние этнические инструменты активно используются в современной музыке. Можно вспомнить волынку, хомуз, варган или армянский дудук. Владимир Лазерсон или Дживан Гаспарян по популярности обгоняют иных гитаристов. Постепенно и гусли занимают свое законное место в нашей культуре. Ведь "гусли — оригинальный инструмент с большими музыкальными возможностями. Особый колорит, богатые обертона и универсальность в применении в качестве сольного, ансамблевого и аккомпанирующего инструмента".

"Яко по морю" фиксирует очень высокий уровень исполнения, виртуозность музыкантов. Но очевидно, что для Стрельникова-Кузнецова техника не главное. На первом месте духовная составляющая, метафизический посыл. На пластинке подлинно эпический размах, но без чрезмерного пафоса. Есть определенная размеренность, чарующая простота. Но "просто" — не значит легковесно. Все серьезно, насыщенно.

"Яко по морю" — путешествие в сказку, которая "реальнее реальности". Завораживающий звук напрочь опрокидывает бессмыслицу дня сегодняшнего. Есть музыка волнующая, бунтующая, а "Яко по морю" — музыка успокаивающая — но не в смысле скуки или атрофии эмоций и чувств. При прослушивании происходит освобождение от чего-то лишнего, наносного, чужого. В полный голос звучит внутри забытое, но вечное русское "я". И дальше растворяешься в необозримых пространствах русского космоса.

 

Подготовил Даниил ТОРОПОВ (газета "ЗАВТРА", N 40 (620) от 05 октября 2005 г.)