Егор Стрельников и Митя Кузнецов – "Яко По Морю" «ЭтноКузня», 2005

Декабрь 06, 2005
"Наш Неформат"

Егор Стрельников и Митя Кузнецов – "Яко По Морю" «ЭтноКузня», 2005 
12 tks. / t.t. 58.10

В стародавние времена у музыки, кроме развлекательной, было еще и много других полезных функций. Например, информационно-историческую выполняли бояны, слагавшие эпические баллады о похождениях князей. В старых поваренных книгах в рецепты всевозможных яств включались песни, которые следовало исполнять поварам при приготовлении пищи. Тогда не было фаст-фудов, и конкретное блюдо готовилось для конкретного человека (хозяина или гостя) с любовью. В этом заключался некий элемент магии. И до, и после принятия христианства на Руси именно музыке следовало возвышать дух. Говоря плакатным языком советского времени: «Нам песня строить и жить помогает». Однако была у музыки еще и целительная функция. Помню, как режиссер Театра на Таганке Ю. П. Любимов рассказывал в одном из интервью для радио «Свобода», что две актрисы его труппы излечили астму, репетируя вместе с ансамблем покойного ныне Дм. Покровского вокальные хоровые партии для легендарного спектакля «Борис Годунов». Для излечения приступов хандры царь Саул звал никому еще неизвестного юношу Давида, чтобы тот исцелил его игрой на арфе. Впоследствии Давид убил из пращи Голиафа и стал знаменитым царем иудейским, но немногие знают, что Давид искусно обращался не только с пращей, но и слагал замечательные элегии, аккомпанируя себе на арфе.

 На Руси родственным арфе музыкальным инструментом издревле были гусли. Искусство игры на гуслях не стало модным ни в советские, ни в постсоветские времена, тем не менее, оно передавалось от мастера к ученику какими-то своими неведомыми путями. Егор Стрельников овладел всеми тонкостями и приемами игры на гуслях в классе знаменитого мастера Дмитрия Локшина. Осознав, что игра на таком музыкальном инструменте требует не только навыков, но и высокой духовности, Егор устроился работать звонарем в московский Свято-Данилов монастырь. И кажется совершенно закономерным, что когда пришло время записывать альбом, судьба свела его с Митей Кузнецовым, рыбинским виртуозом игры на всевозможных народных инструментах.

Альбом получился терпким и горьким, как и положено целебному снадобью. Признаться, я не ожидал, что гусли могут звучать так интересно и непохоже ни на какой другой музыкальный инструмент. И от глубоких и очень звонких звуков на душе становится спокойно и благостно. Звуки эти поднимают слушателя на небеса и уносят туда, где находится невидимый град Китеж, где весело бражничают добры молодцы на пиру у князя Владимира и где в лесу Соловей-разбойник строит свои козни. Порой под воздействием хмельных паров кажется, что он превращается в бомбардировщик «В-1 Стелс». Фу, нечистая, чур, меня, чур!

Однако не только гуслями славен этот альбом. Не только пронзительной колесной лирой, свирелью, жалейками да окариной (так и хочется заокать, как это принято в российской глубинке)… Для меня лично фирменным знаком альбомов, записанных при участии Мити Кузнецова, всегда были мурашки по спине, вызываемые каждый раз каким-либо новым хитроумным способом. На этот раз таким откровением для меня стали подпевки Анны Кузнецовой. Их мало и они очень коротки, но до костей пробирает ее голос в композиции “Окиян-Море”. Поначалу я подумал, что это вызвано неожиданностью появления женского вокала в альбоме, где на обложке авторами значатся двое мужчин. Но нет, не все так просто. Во-первых, это очень интересное сочетание с голосами Егора и Мити. Во-вторых, в “Окиян-Море” сначала Митин, а потом и Анин голос вступают на повторах последних строчек куплета, когда меньше всего ждешь чего-то нового. Не удивлюсь, если это какой-то затерянный в древности прием пения, ибо звучит это все так естественно, как будто по-другому и быть-то не могло. Все-таки надо иметь в виду, что все эти колядки, былины и духовные стихи передавались, что называется, из уст в уста, и с течением времени претерпевали неизбежные изменения. Как в детской игре про испорченный телефон. Поди теперь знай, как они звучали изначально. Тем не менее, трактовки Егора и Мити настолько естественны, что хочется верить, что именно так они всегда и пелись. В альбоме также присутствуют и четыре авторских композиции Егора Стрельникова, ничуть не выбивающиеся из общей музыкальной ткани.

Основная их тема – Град Китеж – подкреплена прекрасным рисунком на внутренней стороне обложки. Вообще-то, художник Павел Гаврилов всегда отличался интересными решениями в оформлении. Но на этот раз он просто превзошел самого себя: рисунки выполнены как бы на коре березы, а лицевой рисунок, на котором в ладье сидят Егор Стрельников с гуслями с одной стороны и Митя Кузнецов со свирелью – с другой, достоин самых превосходных эпитетов. Выполненный в старинной манере, он несет очень важную функцию подготовки слушателя к восприятию такого непростого альбома.

Надо также заметить, что последние звуки «Эпилога» - это не финал. Проект будет продолжен созданием в Ростове Великом (с Божьей помощью) школ изготовления и игры на русских народных инструментах. А значит, появятся новые музыканты и новые альбомы. А пока Егора Стрельникова можно видеть в музее-усадьбе Коломенское, где иногда он летом по выходным услаждает слух гуляющих. Звук его гуслей и колесной лиры собирает вокруг него большое количество желающих приобщиться к русской народной музыке. И это отрадно!

Автор: Максилла Кузнецов
опубликовано 06 декабря 2005, 11:12